• Главная
  • "Все стремятся помогать таким же, как они сами": история пространства помощи для мелитопольцев "Именно здесь"
11:00, 17 апреля

"Все стремятся помогать таким же, как они сами": история пространства помощи для мелитопольцев "Именно здесь"

"Все стремятся помогать таким же, как они сами": история пространства помощи для мелитопольцев "Именно здесь"

Пространство помощи "Именно здесь" один из первых открылся в Запорожье, как центр поддержки ВПЛ именно для жителей города Мелитополь и Мелитопольского района. Здесь люди получают гуманитарную помощь, медицинские, юридические, психологические консультации, помощь специалистов социальной сферы, на базе пространства проводят различные культурно-развлекательные мероприятия для детей и взрослых, оказывается помощь в оформлении финансовой поддержки от международных фондов и тому подобное. 

Десять дней назад центр был поврежден после очередной вражеской атаки. Мы узнавали о том, как сотрудники центра пережили эту атаку, как это повлияло на дальнейшую работу хаба и какие перспективные планы имеют координаторы для того, чтобы оказать всестороннюю поддержку вынужденным переселенцам.

Чем занимается центр помощи "ИМЕННО ЗДЕСЬ" с начала основания и до сих пор

После полномасштабного вторжения из города Мелитополь и Мелитопольского района на подконтрольные Украине территории выехало более 41 тысячи человек. Чтобы подставить плечо помощи своим людям, по инициативе Мелитопольского городского совета, в партнерстве с общественными организациями, в городе Запорожье 17 июня 2022 года был основан первый гуманитарный центр "Открытое пространство помощи "ИМЕННО ЗДЕСЬ". Позже аналогичные центры помощи для мелитопольцев появились во Львове, Киеве и Днепре. На сегодня в Запорожье работает около 40 человек, в других городах - суммарно такое же количество. Это сотрудники бюджетной сферы Мелитополя, громад Мелитопольского района и волонтеры.

"Да, страшно оставаться в Запорожье под прилетами, но все работники стремятся помочь таким же, как они сами. В первые 10 дней работы мы зарегистрировали более 5 тысяч человек, на сегодня в 4 центрах - 25 500 мелитопольцев системно получают помощь. В центре мелитопольцы получают комплекс услуг оффлайн, а жителям, которые остались на временно оккупированных территорий Мелитопольщины, операторы нашего контакт-центра пока могут предоставлять только консультационную онлайн поддержку", - отмечает руководитель пространства "Именно здесь" Екатерина.

По состоянию на конец марта в 4 центрах выдано более 175 тысяч гуманитарных наборов, в частности в 2023 году в "Открытом пространстве помощи "ИМЕННО ЗДЕСЬ" в Запорожье совместно с ОО "Мелита" выдано 80 тысяч гуманитарных наборов. Что касается оказания психологической поддержки, то за весь период работы центров предоставлено более 2260 психологических консультаций; в 2023 году в Запорожье получили психологическую поддержку почти 500 посетителей.

В каждом из четырех центров осуществляет прием семейный врач и, при наличии, есть возможность получить гуманитарную помощь в виде лекарств. Кроме того в Запорожье по графику принимает детский кардиолог, гастроэнтеролог, дерматолог и педиатр. За период работы центров оказано более 18 тысяч медицинских услуг посетителям. В частности в Запорожье за прошлый год предоставлено 11,9 тысяч услуг.

"На базе наших центров действует консультационный пункт, где по графику есть возможность получить консультации специалистов Пенсионного фонда Украины, Центра занятости, Управления социальной защиты населения. Также, благодаря нашим партнерам, предоставляются консультационные услуги юриста, нотариуса, адвоката", - рассказывают члены команды "ИМЕННО ЗДЕСЬ".

С самого начала своей деятельности сотрудники центра особое внимание уделяют детям и молодежи. В Запорожье с момента полномасштабного вторжения дети не имели возможности посещать детские сады и школы в формате оффлайн. Чтобы дать возможность школьникам реально пообщаться со сверстниками и преподавателями, на базе центра был создан образовательный хаб.  И сегодня здесь детям помогают учиться писать, читать, считать. Ученики среднего школьного звена имеют возможность улучшить и закрепить свои знания по различным школьным дисциплинам.  Для учащихся старших классов осуществляется подготовка к УМТ по всем школьным предметам. Сейчас образовательный хаб выделен как структурная единица на отдельной локации с соблюдением условий безопасности.

"Дети, которые учатся в онлайн формате, испытывают недостаток общения с одноклассниками, учителями. Из Мелитополя выехали все наши учителя и благодаря тому, что наше управление еще во время ковид-карантина, создало онлайн-платформу, мы достаточно быстро среагировали на новые вызовы и постоянно стараемся сохранить наших учеников на этой онлайн платформе, несмотря на все невзгоды. На втором этаже центра мы обустроили наш образовательный хаб с 4 классами разного размера, где у нас на постоянной основе проходили занятия для школьников, не только для детей из мелитопольской громады, но и для местных запорожских учеников. Мы принимали всех желающих обучаться. Здесь также учились и дети сотрудников нашей большой команды. Сейчас образовательный хаб арендует отдельное помещение в безопасном месте, где педагоги могут предоставлять образовательные услуги на постоянной основе", - рассказывают в мелитопольском пространстве помощи.

Одно из приоритетных направлений работы центра - организация отдыха и досуга для детей и взрослых. Ограниченный семейный бюджет семей, покинувших свои дома, чаще всего позволяет им снимать небольшие квартиры, или проживать только в шелтерах или общежитиях, где дети лишены своего личного пространства. Кроме того, родители не имеют возможности отправить детей хотя бы к родственникам на традиционный отдых, ведь большинство бабушек и дедушек остались на временно оккупированных территориях. Чтобы не оставлять маленьких мелитопольцев детства, вместе с партнерами команде удалось организовать отдых для 1000 детей, в частности в образовательно-культурных путешествиях за рубежом - в Венгрии, Польше, Грузии, Италии и Франции.

Сейчас сотрудники международного отдела центра продолжают работать в этом направлении, чтобы предоставить возможность как можно большему количеству детей получить отдых и положительные эмоции.

Чтобы помочь взрослым социализироваться, сотрудники через социальные сети предоставляют информацию о культурном досуге - выставках, музеях, театрах.  Команда хаба договаривается с провайдерами услуг, чтобы со скидками или бесплатно получить билеты, чтобы люди могли добавить хоть немного ярких красок в повседневную жизнь.

В течение 2022 и 2023 годов, при поддержке международных организаций, команде удалось эвакуировать с временно оккупированной территории почти 1000 человек, в том числе 130 человек за границу.

Как ракетная атака врага повлияла на привычную работу центра

Утром 6 апреля 2024 года команда пространства узнала о том, что в результате российской атаки центр помощи получил повреждения. Один из сотрудников, проживающий неподалеку, за 15 минут добрался до центра и прислал ужасное видео с последствиями повреждений: ни одного целого окна, повсюду разбитые стекла, поврежденная мебель и оргтехника. В результате мощной взрывной волны выбило двери в нескольких кабинетах, сорвало батареи, а на втором этаже посыпался потолок. Взрыв произошел в субботу рано утром и, к счастью, в то время на территории центра никого не было.

"Когда наш сотрудник около 6 часов утра прислал первое видео с последствиями атаки, то на это невозможно было спокойно смотреть, потому что для нас это не просто стены, а это место, которое так долго создавалось и в него вкладывалось очень много сил.  Когда я смотрела на разбитые окна, то думала, что у нас именно к этим окнам спинами каждый день сидел десяток сотрудников. К тому же в холле всегда находятся еще десяток посетителей, консультантов и так далее. Если бы это было рабочее время, то на месте как минимум находилось бы 50 человек. Второй этаж, где располагался образовательный хаб, пострадал еще больше - там практически везде провалился потолок. Мы очень благодарны всем нашим посетителям, кто присоединился к помощи в уборке центра", - рассказывает руководитель центра.

Сотрудник центра Артур, который первым добрался до рабочего места и показал последствия повреждений, рассказывает, что на тот момент у него просто отключились любые эмоции и он пытался как можно быстрее убрать стекло и спасти все, что возможно.

"Я первым сюда добрался. Мне кажется, что у меня притупились тогда ощущения, а эмоции уже пришли позже. Моей главной функцией было делать что-то руками и спасти все то, что осталось. У нас ушло где-то 7 часов, чтобы убрать все стекла, закрыть окна OSB. Осознание и эмоции пришли уже где-то на следующий день, когда обходили все это", - вспоминает Артур.

Мужчина добавляет, что сам он родом из Бердянска. Все его родные уехали за границу, а он остался в Запорожье и хотел помогать людям.  Так он оказался в команде "ИМЕННО ЗДЕСЬ", когда они еще базировались в одном из Дворцов культуры и помогал им физически. Никто его не знал, а когда уже все ближе познакомились, то его очень хорошо приняли. Так он и остался работать в команде, которую теперь он считает своей второй семьей.

Сейчас временно пространство "ИМЕННО ЗДЕСЬ" не принимает посетителей физически, но продолжает им предоставлять консультации и помощь. Команда сейчас работает над тем, чтобы найти безопасное место, чтобы продолжить свою работу на благо людей.

Проблемы, перспективы и планы на будущее

Одним из самых больших вызовов команда центра называет то, что вместе с благодарностью международным партнерам, возникает необходимость еще и постоянно объяснять, что переселенцам и после двух лет полномасштабной войны все еще нужна гуманитарная помощь. Это не просто прихоть, а таковы сегодня реалии жизни в Украине.

"Мир не знает таких случаев, когда гуманитарная помощь предоставлялась так долго по срокам. Украина нуждается в помощи уже в течение 10 лет с момента первого вторжения врага. Каждый раз мы также подчеркиваем нашим партнерам, что основная проблема для ВПЛ - это отсутствие жилья. Эта проблема так и не была решена за эти 2 года: никто не получил бесплатного жилья, арендная плата не стала ниже. Да, люди, вероятно психологически адаптировались к жизни, но это сложно - переселенец должен ежедневно думать, как ему платить за следующий месяц аренды квартиры. Если он этого не сделает, то ему нужно собирать чемодан и ехать в оккупацию. И тогда возникает вопрос, с которым мы ежедневно сталкиваемся, а зачем было столько сил потрачено? Поэтому мы настойчиво пытаемся доказать нашим партнерами, что гуманитарная помощь - это не обеспечение продуктами. Она становится способом экономии средств, которые люди направят на оплату жилья", - объясняет руководитель центра.

"Все стремятся помогать таким же, как они сами": история пространства помощи для мелитопольцев "Именно здесь", фото-15

Не менее важная проблема заключается с трудоустройством ВПЛ. По данным Запорожского областного центра занятости, на одно рабочее место в Запорожье претендует 13 человек.

"Любой работодатель, который сталкивается с выбором работника, выбирая между местным жителем или переселенцем, отдает приоритет местному жителю, потому что он имеет хоть какую-то уверенность, что тот будет работать длительное время.  Что касается переселенцев, то существует мнение, что в любой момент они могут взять чемодан и уехать - или вернуться домой, или переехать в один из других городов. То есть есть стереотип, что переселенцы нестабильны и именно поэтому, это является препятствием для трудоустройства.  Вторая причина отказа в трудоустройстве связана с особенностями образовательного процесса. Когда нет возможности детям учиться в школах, то мамы с детьми вынуждены находиться дома. Если говорить о выплатах ВПЛ, то мать получает две тысячи гривен, а на ребенка - три. То есть в сумме около 5 тысяч гривен. На эти средства в Запорожье трудно снять однокомнатную квартиру", - рассказывает руководитель центра.

В центре недавно было проведено исследование целевой аудитории, чтобы понять более конкретно, кто является получателем услуг. Портрет типичного переселенца - это человек среднего возраста, с детьми в возрасте от 2 до 12 лет; в семье жена преимущественно безработная, а муж работает или служит в ВСУ.

"Мы ориентировались в планах на этот год не только на обеспечение базовых потребностей людей. Приоритетом мы выбрали создание карьерного центра вместе с нашим партнером ЦОД "Первый" и обеспечение возможности обучения. Ведь именно через обучение наши люди могут повысить свою ценность на рынке труда, установить новые социальные контакты и тому подобное. Сейчас организовано около 30 образовательных курсов. Определенные курсы проводим в формате онлайн, некоторые - офлайн. Это курсы SMM, компьютерные курсы, курсы парикмахеров, массажа, тренинги по самообороне, обучение украинскому языку, изучение английского языка и многое другое. Мы стараемся таким способом поддерживать не только тех людей, которым нужны продукты, но и привлечь к обучению тех, кто нуждается в профессиональном развитии", - отмечают в пространстве "ИМЕННО ЗДЕСЬ".

"Все стремятся помогать таким же, как они сами": история пространства помощи для мелитопольцев "Именно здесь", фото-16

Также мелитопольский центр поддерживает сотрудничество с коллегами из других хабов релоцированных громад - Васильковским, Бердянским, Мариупольским ХАБОМ и другими.

Для всех желающих помочь переселенцам из Мелитопольщины номер "горячей линии" центра: 067-329-01-81, [email protected].

Больше информации о ежедневной работе хаба вы можете найти ЗДЕСЬ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#хаб #Именно здесь #ВПЛ #центр помощи #поддержка #Мелитополь #адаптация #карьерный рост #дети
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...